25 лет назад, опыт абсолютно «свободного рынка» в России привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей было не только оправдано, но и необходимо.
С принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон), у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 года.
Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Особенностью закона является взаимосвязь его норм и норм отраслевых (специальных) федеральных законов, регламентирующих права граждан - потребителей различных услуг.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина: Закон объективно повышает ответственность производителей за качество своей работы, что способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Надзорным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 412 является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). На территории регионов - его территориальное управление. В Зауралье - Управление Роспотребнадзора по Курганской области.
В 2016 году в Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило 1858обращений потребителей на нарушение их прав, из них на нарушения в сфере розничной торговли – 38,5 %, на оказание услуг в сфере ЖКХ – 26,5 %, в сфере деятельности на финансовом рынке – 9,5 %.В территориальный отдел Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах поступило - 74 обращений потребителей на нарушение их прав, из них на нарушения в сфере розничной торговли – 54,5 %, на оказание услуг в сфере ЖКХ – 20,2 %, в сфере деятельности на финансовом рынке – 2,7 %
Всего в 2016 году Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей проведено 864мероприятия по контролю, в том числе 154 – плановых, 710 – внеплановых. По результатам проверок в 470 хозяйствующих субъектах (54,4%) были выявлены нарушения требований действующего законодательства. Специалистами Управления Роспотребнадзора по Курганской области составлено 822 протокола об административных правонарушениях.
Важнейшим моментом защиты прав потребителей, является судебная защита.
В суды общей юрисдикции и мировым судьям в 2016 году в защиту прав потребителей подано 220 исков, из них 107 - в защиту неопределенного круга потребителей, 113 - в защиту конкретного потребителя и группы потребителей, из них по территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах - 20 из них 8 - в защиту неопределенного круга потребителей, 12 - в защиту конкретного потребителя и группы потребителей.
Рассмотрено 200 исков, удовлетворено 183 исковых заявления (91,5%), из них 76 - в защиту неопределенного круга потребителей, 107 - в защиту конкретного потребителя и группы потребителей (по территориальному отделу соответственно – 13, 13, 5 и 8).
В пользу потребителей присуждено 4 млн. 729 000 рублей (2015 год – 2883,9 тыс. рублей), из них компенсация морального вреда составила 155,3 тыс. рублей (по территориальному отделу в пользу потребителей присуждено 218,624 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 3500 рублей).
Кроме того, оказание помощи гражданам в защите своих прав осуществляется Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области». Количество обратившихся граждан за оказанием бесплатной юридической помощи ежегодно увеличивается в среднем на 10%. Управлением Роспотребнадзора по Курганской области и Консультационным центром в 2016 году такая помощь была оказана 6522 гражданам Курганской области, из них по территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах 127 гражданам.
Управлением Роспотребнадзора по Курганской области постоянно проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности зауральцев.